Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИСТОЧНИКИ

Свидетельства, которые мы находим в произведениях классической японской литературы, помогают воссоздать историю развития новогоднего праздника, понять его истоки и особенности. Так, об обычаях и обрядах Нового года в хэйанскую эпоху (IXXII вв.) мы узнаем из таких сочинений, как «Дневник путешествия из Тоса» («Тоса никки»), написанный в 935—936 гг. выдающимся японским поэтом Ки-но Цураюки [Ки-но Цураюки, 1935; он же, 1975; Горегляд, 1983, с. 114-139], и дневник Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья»   [Сэй-Сёнагон, 1975].

Один из основоположников японской литературы, поэт и прозаик, составитель поэтической антологии «Собрание старых и новых песен» («Кокинсю», или «Кокинвакасю»), Ки-но Цураюки принадлежал к знатному, аристократическому роду. Ряд лет он был губернатором отдаленной провинции Тоса (о-в Сикоку). Возвращаясь из Тоса в Киото, Ки-но Цураюки вел лирический дневник. Путешествие продолжалось с 21-го числа 12-го месяца 935 г. по 6-е число 2-го месяца 936 г. Для нашей темы особенно важно, что дневник охватывает период новогодних празд-

 Подавляющее большинство этих произведений стали доступны русскому читателю благодаря огромному труду нескольких поколений русских и советских японистов: Н. И. Конрада, Н. А. Невского, О. В. Плетиера, а также А. Е. Глускиной, В. Марковой, Е. М. Пинус, В. С. Гривнина, Т. П. Григорьевой, В. Н. Горегляда, В. Са-иовича, Т. И. Редько-Добровольской и многих других.

 

 

Лирический образ четырех времен года и календарных праздников эпохи Хэйан воссоздала Сэй-Сёнагон. Примечательно, что первые строки ее дневника «Записки у изголовья» посвящены временам года. Поэтично ее восприятие природы. Красоты каждого времени года: «Весною — рассвет. Летом —ночь... Осенью — сумерки... Зимой — раннее утро» [Сэй-Сёнагон, 1975, с. 21] — великолепно переданы Сэй-Сёнагон и оказали огромное влияние на эстетику и литературу Японии. Третий дан «Записок», названный «Новогодние празднества», выражает присущее хэйанской эпохе понятие красоты, воспринимаемой через красоту природы и праздника. О многих торжествах и праздниках года пишет Сэй-Сёнагон. Часто упоминаются новогодние празднества и связанные с ними традиции. Более 30 различных обычаев и обрядов новогоднего цикла, существовавших в X в., запечатлено в сочинении Сэй-Сёнагон.

Особенности празднования Нового года в период Камакура (1185—1333) отразились в поэзии Сайге (1118— 1190) [Сайге, 1978] и в философских эссе «Записки от скуки»  («Цу-рэдзурэгуса»)     Кэнко-хоси    (1283— 1350)   [Кэнко-хоси, 1970].

Для изучения обычаев и обрядов предновогоднего и новогоднего циклов, характерных в XVII в. для горожан и представителей других сословий Японии периода Токугава (1603—1868), важнейшим источником являются новеллы Ихара Сайка-ку (1642-1693) [Ихара Сайкаку, 1981]. Ихара Сайкаку открыл новый этап в развитии японской литературы. Он вывел на страницы своих произведений рядовых горожан, сельских жителей, монахов и купцов со всеми их заботами, бедами, страстями. Уроженец Осаки, он много путешествовал по стране, собирал предания, легенды, описывал нравы и обычаи разных областей Японии, ставшие той канвой, на которой он ткал свои узоры. Нравы, обычаи и обряды Японии XVII в. ярко и выпукло встают со страниц произведений Ихара Сайкаку — своеобразной энциклопедии жизни тогдашнего японского общества.

1[2]345678
Оглавление