Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАЛЕНДАРЬ

Из всех перечисленных выше календарей, действующих у монголов, сезонный календарь наиболее архаичен. Возникновение календарей, диктуемое нуждами хозяйства (календари охотников, собирателей, кочевников и ранних земледельцев типологически близки в этом плане), уходит в эпоху зачаточного осмысления человеком своего места в при-

роде   и  обществе.   Открытие,   а   точнее,   усвоение   ежегодной   повторяемости    явлений    природы    научило человека необходимости координировать с ними основы своего присваивающего   или  производящего   хозяйства.   Календарь  в   ту  эпоху  нерасчлененности вымышленных и реальных представлений о мире был одним из опорных столпов мифологии, способом освоения мифологическим сознанием природных явлений [Брагинская,    1980,   с.    613].    Кроме    того, календарь может служить одной  из характеристик   типа   культуры,   так как  в  нем выражено  передающееся из поколения в поколение и зафиксированное в устной памяти народа представление  о   реальном   времени, хотя зачастую и мифологически осмысленном [Рабинович, 1978, с. 142]. Сезонный      календарь      монголов включал в себя год, делившийся на два   основных   сезона — весенне-летний и осенне-зимний. Это были две основные    составляющие    годичного цикла, хотя, разумеется, зима, весна, лето   и   осень   также   существовали как   самостоятельные   понятия.   Следующей,   более   мелкой   календарной единицей был месяц.  Месяцев было 12, по 30 дней в каждом; раз в четыре  года  добавлялся  тринадцатый, дополнительный.    Месяцы    делились на три декады по лунным фазам и имели    соответствующие    названия: новолуние    (шинэ   cap),   полнолуние (дэлгэр   cap),   старый   месяц    {хууч cap)   [Викторова,  1980, с.  65].  Способов обозначения месяцев было несколько.   Чаще   всего   их   называли по временам года, выделяя весенние, летние,   осенние   и   зимние.   Внутри каждого из времен года месяцы именовались в следующем порядке:  начальный,  или  первый   (эхиийн,  или гэргууны),     средний,     или     второй (бунд),  последний,  или  третий   (сц-улчийн)    [Санжеев,    1947,   с.   419].

Кроме того, месяцы и дни в месяце могли обозначаться и просто порядковыми числительными: первый, второй... десятый и т. д.

Большой     интерес    представляет реконструкция      народных     названий   месяцев,      восходящих   еще   к охотничьему     периоду   жизни  монгольских народов. Более всего преуспел   в   этом   вопросе   В. Котвич, который сумел свести воедино и сопоставить   данные   китайских,  монгольских,    маньчжурских, арабских источников и сведения,     собранные Г.  Георги,      П.   Палласом,    Г. Потаниным,      Б. Баторовым,   Н. Поп-пе,      Ц. Жамцарано,      М. Хангало-вым   и др.    у     разных  групп   монголов   (южных,      западных,   халха) и бурят    (аларских, агинских, тун-кииских,   кудинских,      ольхонских„ хоринских).    По   мнению   Котвича,. старомонгольские     названия     лучше всего сохранились у бурят оы: -шей   Иркутской   губернии,   поэтому мы приведем здесь аларский вариант этих  названий:   весенние  месяцы — xusa,   ulan  zuda:;,  jexe  burganлетние — baga     burgan,     gani     (xubi),, xoii;    осенние — olzin,  хййк,  ulara;. зимние — uri,    guran,    buga    [Kot-wicz,     1928,  с  117]. У нгокнеудин-ских   и  ольхонских   бурят   имеются некоторые варианты названий и наблюдается   некоторое   смещение   месяцев по сезоцам, что для нас важно как  показатель   того,   что   устойчивого деления на сезоны и идентичного   названия   месяцев   в   масштабе всех      древнемонгольских      племен: и    народностей    не    существовало. Большая   часть   названий   этимологизирована   В. Котвичем,      но   значение некоторых установить не удалось.

[1]23456789101112131415
Оглавление