Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИЗГНАНИЕ «ЗЛЫХ СИЛ»

После 21—22-го дня 1-го лунного месяца в новогодних празднествах наступал почти месячный перерыв. Заканчивался праздник Монлам, но начиналась подготовка к службе Цог-чод, которая являлась как бы малым Монламом и проводилась с 19-го дня 2-го лунного месяца в течение 12 дней. Эта служба была создана знаменитым регентом Пятого Далай-ламы Десрид Санчжай-чжамцхо (XVII в.) в память Пятого Далай-ламы.

Главная    цель   службы   Цогчод —

изгнание «злых сил». На этот раз в качестве изгоняемого злого духа выступает исторический персонаж — министр Машанг. Во время правления царя Тисрондецана (755—797), покровителя буддизма, его антагонистами выступали приверженцы религии Бон — министры Машанг и Лу-гонг. В ходе борьбы царю удалось одержать победу над бонской хруп-пировкой, министры были отстранены от власти, а затем, но одним данным, убиты, по другим — заживо замурованы в гробнице, а по третьим — при жизни переведены в разряд «живых мертвых» [Кычанов, Савицкий, 1975, с. 44]. «Живые мертвые» должны были жить у погребального комплекса царя, не общаться с живыми людьми, принимать жертвы, приносимые покойному, питаться тем и одеваться в то, что периодически приносили родственники [Sha-kabpa, 1967, с. 35—36, цит. по Кычанов, Савицкий, 1975, с. 44]. С VIII в. по буддийской традиции Машанг — воплощение злого духа, который причинил много вреда не только в своей человеческой жизни, но и потом, перевоплощаясь в мире демонов, все время стремился разрушить буддизм в Тибете. С течением времени его имя было забыто или приняло другое написание. И теперь вместо одного демона каждый год изгоняют двух [Tsung-lien Shen, Shen-chi Liew, 1953, с. 187]. Церемония изгнания лугона («жертвы-заместителя»), как утверждает традиция, была установлена Пятым Далай-ламой. Она совершалась для того, чтобы освободить обитателей тибетской столицы от враждебного влияния грехов, накопленных ими в течение старого года, и особенно для того, чтобы предотвратить враждебное воздействие «семи братьев-демонов», которые почитались врагами тибетского государства и буддийской

церкви. Все эти враждебные силы как бы концентрируются в двух людях, которые и становятся «козлами отпущения» и потому называются лугонами. Во времена Пятого Далай-ламы было обычаем изгонять одного из лугонов в монастырь Самье и далее в Цзетанг, а другого — в Пхань-юл. С течением времени это забылось, и только Тринадцатый Далай-лама (1876—1933), обнаружив в тибетских архивах указание на второго «козла отпущения», возобновил этот обычай [Nebesky-Wojkowitz,   1956,   с.   508].

А. Доржиев называл обряд изгнания «козла отпущения» разновидностью обряда курим, «когда обычные жертвенные предметы — „торма" и прочие заменяются живым человеком» [Доржиев, 1909, с. 289], жертвой во искупление особы Далай-ламы и регента. Р. де Небески-Войковиц писал, что ежегодно для большой церемонии в Лхасе два человека специально избирались на роль «козлов отпущения» и все грехи и несчастья людей, обитающих в тибетской столице, воплощались в них [Nebesky-Wojkowitz, 1956, с. 362].

Обряд изгнания исполнялся не только в Лхасе, но и в монастырях Лавран и Гумбум [Козлов, 1923, с. 473], но там изгоняли только одного «козла отпущения».

[1]234567891011
Оглавление