Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ОБРЯДЫ ВСТРЕЧИ ВЕСНЫ

В старом Китае одним из важных народных и официальных праздников был день Прихода весны (Личунь), знаменовавший начало сельскохозяйственных работ. Праздник Личунь, издавна отмечавшийся по солнечному календарю, не имел фиксированной даты, но обычно приходился на первые дни лунного года, что делало его органической частью новогодних торжеств. Главным обрядом этого праздника  было  ритуальное  раз-

дирание «весеннего быка». В древности для этой цели использовали настоящих быков [Стратанович, 1970, с. 193; Bodde, 1975, с. 201]. Впоследствии появились заменявшие их глиняные скульптуры и бумажные макеты животного. Впрочем, по некоторым сведениям, в Фуцзяни еще в XIX в. во время церемонии «встречи весны» закалывали живохт) буйвола [Doolittle, 1867, с. 22]. Сама церемония, получившая также название «бить весну», проходила следующим образом.

За восточными воротами столицы, а также провинциальных и уездных городов сооружали специальный павильон, в котором устанавливали фигуры быка и его божественного провожатого — Маншэня, державшего в руках календарь и хлыст из ивы (ива в Китае — «счастливый» символ воды). В зависимости от даты проведения обряда Маншэня изображали стариком, зрелым мужчиной или мальчиком и надевали на него одежду разного цвета [Нагао, 1973, т. 2, с. 814].

В день Прихода весны несшая быка и Маншэня процессия местных служащих, почтенных людей округи, музыкантов и актеров с начальником чиновничьей управы во главе обходила город, обязательно останавливаясь у здания управы. Затем быка били длинными палками, дабы заставить его быть образцом трудолюбия; бичевание сопровождалось пожеланиями тучного урожая и хорошей карьеры для начальника управы. В конце церемонии фигурку быка разбивали или разрывали, а правитель одаривал ее участников деньгами. Чиновники переодевались в летнюю форму одежды, так же поступали и многие юноши из народа, даже если стояла прохладная погода. В Янчжоу еще в прошлом столетии  бичеванию   «весеннего   быка»

предшествовал своеобразный пародийный пир, на котором подавали бумажные имитации кушаний, а вместо вина — воду. Во время пира актеры развлекали его участников песенками и сценками эротического содержания. По окончании представления начальник управы нарочито возмущался бездельем и дурной нравственностью актеров. Актеры в оправдание ссылались на нежелание быка трудиться, после чего приступали к бичеванию его скульптуры [van der Loon, 1977, с. 145].

Если фигура быка делалась из бумаги, макет обычно склеивали из бумаги традиционных пяти цветов — черного, белого, красного, зеленого и желтого,— соответствовавших пяти мировым стихиям: воде, металлу, огню, дереву и земле. Цвета подбирали в соответствии с указаниями гадателя   (иногда листы бумаги вы-

бирали слепые прорицатели), а люди, собравшиеся    посмотреть   на   праздничную процессию, гадали по окраске быка о погоде в новом году. Например, желтая голова у быка  обещала жаркое лето или сильные ветры,   зеленая — неблагоприятную   весну, красная — засуху, черная — обильные  дожди.   Облик   Маншэня   тоже давал   пищу   для   гаданий,   причем символам   приписывалось   значение, обратное  общепринятому.   Так,   теплая  одежда  на  Маншэне  предвещала жару, отсутствие туфель — дожди, пояс   счастливого   красного   цвета — несчастья   и   т.   д.    [Doolittle,   1867, с. 22]. Имела значение и сама дата проведения обряда:  чем раньше это происходило,    тем   раньше   ожидали наступление весны. Разумеется, «весенний   бык» — потомок   священного жертвенного   животного — наделялся чудодейственными   свойствами.

[1]23456789101112131415
Оглавление