Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

НОВОГОДНЕЕ УБРАНСТВО ДОМА

В средневековье мифических стражей стали отождествлять с реальными телохранителями императора династии   Тан    (618-907)    Тай-цзуна (VII   в.),   которые   избавили   своего господина  от  мучивших  его  по  ночам   кошмаров,   встав   на   стражу  у дверей его спальни  [Эберхард, 1977, с.   35].  Вот  уже  целое  тысячелетие-портреты этих грозных врагов нечисти охраняют вход в каждый китайский дом.  Впрочем, в народе об их исторических   прототипах   вспоминали редко. Обыкновенно их различали по цвету лица:  один из них, имевший белое лицо, считался гражданским  чиновником,   другой,   темнолицый — чиновником военным.  В Центральном Китае, где военного чиновника изображали с красным лицомг стражей дома называли Белым гене-

ралом и Красным генералом [Нагао, 1973, т. 1, с. 269]. Облик духов-стражей ворот, облаченных в красочные фантастические костюмы, был неодинаков в различных районах. Обычно их изображали на фоне цветов персика и других счастливых символов, чаще пешими, но в некоторых местностях сидящими верхом на коне.

Внутренние покои дома также украшались многочисленными благопо-желательными символами, породившими обширнейший жанр народного изобразительного искусства Китая — так называемые новогодние картинки (няньхуа). Символика нянъхуа чрезвычайно разнообразна и отражает практически все стороны духовной жизни и быта китайцев. В конечном счете все новогодние лубки так или иначе выражали пожелания традиционных «пяти видов счастья».

Естественно, наибольшей популярностью пользовались изображения божеств, которые распоряжались благополучием людей: Бога богатства (Цайшэнь), Бога счастья (Фу-шэнь), Бога долголетия (Шоулао-жэнь, Шоусин). Портреты богов этих трех категорий, именовавшихся вместе «тремя звездами», поскольку каждый из них имел прототип среди небесных созвездий, были непременным атрибутом новогоднего убранства дома. Чаще других можно было увидеть таких близких и доступных каждому персонажей пантеона, как Небесный чиновник, дарующий счастье (Тяньгуанъ цыфу), или, по-другому, Домашний чиновник (Цзягуань), с которым связывали надежды на процветание семьи и успешную служебную карьеру; Бессмертный небожитель, посылающий прибыль (Лиши сяньгуань), и Мальчик, привлекающий богатство (Чжаоцай тунцзы), — два самых обаятельных    представителя    свиты

Бога богатства; пара смеющихся: близнецов Хэ Хэ, символизировавших мир, довольство и согласие в семье, и т. п.

Собственно благопожелательный смысл новогодних картинок выражался с помощью набора общепонятных символов. К примеру, изображение веселого мальчика, столь часто встречающееся на этих картинках, само по себе выражало пожелание мужского потомства и семейного единения, яркие рисунки цветов говорили о неувядаемой свежести жизни и т. д. Однако значительная часть счастливых символов была

Рис. 4. Новогодний лубок.

Божества богатства, счастья  и долголетия


[МАЭ, колл. AS 3676-145]

 

123[4]5678910
Оглавление