Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ПРАЗДНИК ОГНЯ В НОЧЬ ПОЛНОЛУНИЯ

 

Одно    из    главных    мероприятий 14-го   и   15-го   дня — это   устройство Праздника огня   (Тондо).  При этом надо иметь в виду, что одним и тем же   термином   обозначались   и   сам праздник  (Тондо), и церемония (обряд)  сжигания «священного дерева» (тондо).  В разных   районах   страны этот   праздник   назывался   по-разному:     в    Центральной   и   Восточной Японии — Тондо-яки  (Сжигание тондо; яку — «жечь»), в западной части страны — Праздник  огня  для  изгнания злых духов (Сагитё), на севере — Сайно-ками (по смыслу близко к понятию     «Тосигами — Божество     Нового года»). Подготовка к Тондо начинается    заранее.     В    префектуре Симанэ  уже на 4—5-й день  Нового года,  когда  основные  домашние  церемонии   были   завершены,   молодые мужчины  собирались в  доме   (тоя), где   на   время   праздника   хранилось микоси,  и  сообща  решали,  в  какой день   какие   проводить   мероприятия по подготовке к Тондо. Сначала совершали обряд «встречи сосны»  (мацу мукаэ ),  целью которого  была  заготовка деревьев сосны для сооружения кадомацу при доме. Мацумукаэ совершалось группой молодежи с песнями,   но   без   особой   обрядности,   и нужные   деревья   находили   быстро, так как годятся любые подходящего размера.     Затем     для     сооружения

 

Рис. 40.

Праздничный шест на берегу моря.

Около  этого   шеста   будет  устроено   тондо

[Бункадзай, т. 2, 1964, ил. 45]

«священного дерева бамбука» (сим-бокутакэ) — главной детали Тондо — совершали обряд «встречи бамбука» {такэмукаэ). Бамбук искали дольше, так как он должен был быть очень высоким, не менее 15 м, и обладать рядом особых качеств. Найдя нужные стволы — их обычно требовалось три,— с песнями лили под ко-

рень сакэ, затем срубали и в отверстие пенька снова заливали сакэ и обвязывали пенек бумагой. Отнеся стволы к подножию горы, обрубали веточки, затем заносили стволы в деревню. Устанавливали шест обычно за день до Тондо.

Церемониал установки симбокута-кэ и украшения, которые к нему прикрепляли, в каждой деревне имели свои особенности, хотя повсюду в основном украшения делали из ветвей. Кроме них прикрепляли бумажные изображения рыб, веера и другие предметы. Рядом сооружался навес. Все это делалось утром, а вечером около тоя устраивали последнее представление ритуальных танцев (кагура), которое иногда давали также на 12-й и 13-й день, затем выносили микоси и торжественно переносили его под навес. Все это делали ряженые в костюмах Семи богов счастья (ситифукудзин). Очень часто основные роли в кагура и перенос микоси поручались самым молодым мужчинам.

После храмовой церемонии и общего ужина распорядитель празднества высекал огнивом огонь и поджигал «священное дерево бамбука» (симбокутакэ) вместе с принесенными к нему симэкадзари, собранными с тоя и всех домов селения. Церемония тондо

[1]23
Оглавление