Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЫШИ

Кжан.'Игра юношей в ют (1886 г.) [Cutin, 1958, табл. XV]

мом они били в барабаны и кричали славословия Будде Амида: «Наму амида будь!» Затем они вручали хозяйкам несколько испеченных в храме лепешек как знак благословения. ¥пчяйки одаривали их деньгами и сом [На Тае Hung, 1972, с. 6].

Как уже отмечалось, корейцы и другие "народы Восточной и Юго-Восточной Азии придерживаются шестидесятеричной системы летосчисления. Поэтому в дни новогод-нег0 праздника особое значение придавалось первым 12 дням, названным именами 12 животных: мышь, заяц, дракон, змея, лошадь, овца', обезьяна, курица, собака, свинья. На эти дни как бы переносились свойства тех животных, именами которых они были названы. Из 12 дней дни мыши, быка, тигра, зайца,  лошади   и   овцы   назывались

«волосатыми» днями, а дни дракона и змеи — «безволосыми» днями. Считалось, что, если начало Нового года приходится на один из «волосатых» дней, год будет богатым, урожайным. Если же Новый год приходится на «безволосый» день, надо ожидать голода.

В разных районах страны особо отмечались те или иные из 12 дней.

В 1-й день мыши крестьяне проводили на своих полях обряды, связанные с сжиганием сухой, прошлогодней травы. Считалось, что во время этого обряда уничтожали мышей, расхитителей зерна. В некоторых местах на поле приносили сосуд с огнем и от него зажигали старую траву; в других — из ободранных стеблей конопли делали большой факел, к которому привязывали ручки из ветвей бамбука, и затем поджигали. С этими горящими факелами молодежь вечером шла на ноля и поджигала там сухую траву и ковыль, крича: «Мыши сгорели! Мыши сгорели!» В мгновение ока поля превращались в огненные моря...

Согласно преданиям, в провинции Хванхэдо во время этого обряда деревенская молодежь делилась на две группы, сделав границей дамбу на полях. Затем, поджигая огонь по обе ее стороны, устраивали между собой соревнования. При этом считалось, что мыши из деревень победившей группы будут изгнаны в деревни проигравшей группы и что, следовательно, у победителей новый год будет урожайным, так как мыши не нанесут вреда посевам [Ким: Мусам, 1964, с. 137, 138]. Полагали также, что па поле, очищенном огнем, вырастут хорошие травы, необходимые для прокорма животных. Для того чтобы прогнать мышей, во время зажигания огня производилось как можно больше шума. Жены крестьян ночью,  в  час  мыши,  с  этой  же

Танец дракона. С китайского рисунка начала XX в.

...

1[2]34
Оглавление