Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЫШИ

 

Со второго дня Нового года начинались различного рода игры и развлечения. Особое место среди них имела игра в юг, до наших дней одна из самых популярных народных игр корейцев.

В крестьянских домах девушки и молодые женщины развлекались качанием или, вернее, прыжками на доске нольттвиги:  на свернутую валиком циновку клали доску, девушка резко наступала на один конец, и стоявшая на другом конце доски вторая девушка взлетала вверх, когда она опускалась — вверх взлетала первая. Прыжки на доске (которые в европейской литературе неточно называют качанием на качелях) — один из древнейших видов развлечений корейских женщин. В литературе часто описывается поэтическая картина: красивые девушки и молодые женщины в нарядных платьях, цвет которых напоминает цветы распускающейся в садах сливы, взлетают в воздух, подобно разноцветному облаку, а сидящие вокруг подруги распевают радостные песни.

О происхождении и символике этого развлечения высказываются разные мнения. Ха Тэхун полагает, что нольттвиги — один из видов женского спорта, возможно бытовавшего в Корее в далеком прошлом, и даже сопоставляет его с метанием диска, распространенным среди женщин древней Греции [На Тае Hung, 1972, с. 5]. Полагают также, что с начала правления династии Ли, когда женщинам дворянского сословия запрещалось выходить за ворота дома, эта игра стала использоваться молодыми девушками и женщинами для знакомства с молодыми людьми. Существует также предание, что нольттвиги придумала жена одного крестьянина, муж которой был заточен в тюрьму. С помощью нольттвиги она якобы пыталась увидеть его [Нэл-туйги, 1957, с. 39].

Однако можно предположить, что высокие прыжки на доске в прошлом были связаны с аграрной магией и должны были способствовать более быстрому росту злаков. Примечательно, что в крестьянских домах женщины иногда устраивали нольттвиги  не  только во двориках,  но  и в помещении кухни, где хранились зерновые и прочие припасы. Прыжки на доске должны были увеличить богатство в доме, обеспечить здоровье домочадцам. Не случайно в народе бытовала поговорка: «Если играть в нольттвиги на Новый год, то весь год не будет заноз в подошвах» [Нэлтуйги, 1957, с. 39].

В    юго-восточной    части    Кореи, в   деревнях,   в   первые   дни   Нового, года    нередко    устраивались    танцы в масках, называвшиеся «танцы, изгоняющие  черта».   Главными  персонажами   этих   представлений    были два    янбана    (янбан — дворянин)    и охотник.    Те,    которые    изображали дворян, были одеты в длинные белоснежные халаты, на головах носили черные шляпы с высокими тульями, на йогах — огромные туфли. В зубах они   держали   длинные   бамбуковые трубки.   Эти  двое   возглавляли   процессию.  За ними шел человек, изображавший   охотника:   на   плече   он нес   деревянное   ружье,  на  спине — охотничью сумку с фазаном. За ними двигалась  огромная  толпа  танцоров: в   фантастических   костюмах   и   гротескных    масках.   Среди   них   были музыканты, игравшие на барабанах, гонгах,   трубах,   флейтах,   цимбалах. Проходя  по деревне,  эта процессия останавливалась  перед  домами  наиболее богатых и зажиточных крестьян. Затем заходила  к ним во двор, танцуя   и   выкрикивая:   «Вон,   вон, злые  духи!»,   «Приходите, тысячи и десятки  тысяч  благодатей!»  Хозяин дома должен был наградить танцующих деньгами и зерном, которые потом нередко использовались на нужды    деревенской    общины   [На   Тае Hung, 1972, с. 6, 7].

Во время праздника Нового года по деревням ходили буддийские монахи, которые на эти дни покидали свои уединенные горные храмы. Останавливаясь   перед   каждым   до-

 

 

[1]234
Оглавление