Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

ИЗГНАНИЕ «ЗЛЫХ СИЛ»

За несколько дней до изгнания «избранники» пользовались полной свободой. Они бродили от лавки к лавке, клянча все, что ни попадается на глаза. Они были одеты в обычные одежды, но с высокими клоунскими колпаками. «Избранников» сопровождали два прислужника с белой собакой, державшие в руках хлысты, а иногда пушистый ячий хвост. Все окружающие верили, что если человек нечаянно прикоснется к этому хвосту, то год для него будет неудачным [Tsung-lien Shen, Shen-chi   Liew,   1953,   с.    187].   В   «козлы отпущения» в Лхасе избирался обычно мирянин. Р. Стейн утверждал, что роль лугонов обычно исполняют жители селения Шол, расположенного у подножия Поталы. Как сообщает А. Доряшев, «избранник» долялен был специально готовиться — «повторять дхараии и размышлять о своей роли» [Доржиев, 1909, с. 289]. Для исполнения обряда приглашались также монахи из монастыря Чячангчхублинг. Они приходили в Лхасу в 21-й день 2-го месяца и читали молитвы обряда до 29-го дня того тке месяца — дня исполнения обряда. Обряд, который наблюдал Г. Ц. Цыбиков, исполнялся в 28-й день, из-за отсутствия в том месяце 29-го дня [Цыбиков, 1919, с. 214]. Р. Стейн указывает на 30-й день [Stein, 1972, с. 217].

В назначенный день у главного соборного храма Лхасы совершается церемония изгнания. Улицы и площадь запружены зрителями. Лугон одет в козью доху шерстью вверх (по Цыбикову, доха из шкуры белой козы). Его лицо выкрашено наполовину белой, наполовину черной краской. Г. К. Козлов сообщает, что в Лавране одежда лугона тоже была наполовину белой, наполовину черной [Козлов, 1923, с. 473]. По свидетельству других авторов, лугоны были одеты в овечьи шкуры, носили шляпы, увенчанные красными флажками. В руках держали магический прут и ячий хвост, с одной стороны тела свисали весы, а с другой — мера для сыпучих тел, что символизировало их силу в материальном мире [Tsung-lien Shen, Shen-chi Liew, 1953, с. 188]. Они должны были сыграть в кости либо со священником школы Ньингмапа, (который был одет в костюм, имитирующий одежду богини Магзормы — ипостаси богини Лхамо; костюм дополняли колокольчик и жертвенный киюкал   [Tsung-

lien Shen, Shen-chi Liew, 1953,, с. 188]), либо с монахом — членом дворцового храма Далай-ламы, одетым в костюм Далай-ламы [Доржиев,, 1909, с. 290; Stein, 1972, с. 217; Nebesky-Wojkowitz, 1956, с. 510], либо с настоятелем монастыря Гал-дан [Цыбиков, 1919, с. 214] на спор, кому быть изгнанным. Бросали жребии. У лугона большой, грубо сколоченный куб, на каждой из шести сторон которого по одному очку, в руках его противника небольшой кубик со многими очками на каждой стороне. Некоторые авторы утвераздают, что в прошлые времена в этой игре у всех участников были равные возможности [Tsung-lien Shen, Shen-chi Liew, 1953, с. 188]. Игре предшествовала небольшая служба в честь богини Магзормы, одна из функций которой — покровительствовать гаданию.

Жребий бросали трижды, со стороны ложного Далай-ламы выступают свидетелями несколько юношей и девушек. Когда игра заканчивалась проигрышем лугона, появлялись нищие и могильщики (рубщики трупов) с дарами, поднесенными «козлам отпущения» правительством, богатыми людьми, простым людом, а также с тем, что лугоны собрали в качестве подаяния.

1[2]34567891011
Оглавление