Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.Новый год.

Книга

КАНУН НОВОГО ГОДА

населенные демонами, выбрасываются прочь вместе с жертвоприношениями под аккомпанемент криков, стрельбы из ружей, треска хлопушек. В монастыре в это время разыгрывается Чам.

      Чам — ритуальные танцы, танцевальное действо, связанное как с проводами старого года, так и со встречей нового. Известны Чамы в честь героев — Гэсэра, Миларэпы, горных божеств Маченпомра и Каченджун-га, Тхантона.

Вопрос    о    происхождении    Чама пока   не   решен.   По   мнению   Р.   де Небески-Войковица,    в    современной культовой    форме    тибетского    буддизма   Чам   содержит   элементы   исконно   тибетских   обычаев   и  индийского тантризма [Nebesky-Wojkowitz, 1976].   Как  свидетельствуют   устная и письменная  (имеются в виду сценарии Чама, чамйиг) традиции, в некоторых   случаях   помимо   основных космологических и иконографических принципов  в   Чам  включаются  элементы, введенные различными религиозными   деятелями  в   зависимости от    установок    религиозных    школ, к   которым   они   относятся.   Так,   по преданию,   один   из   представителей школы   Ньингмапа,   посетив   во   сне парадиз Падмасамбхавы, ввел в Чам Падмасамбхавы этот элемент.  Белобородый старец — Шоусин   (монгольский   Цагаан  убугун) — был   введен в    новогодний   Чам   Поталы    после того,   как   Тринадцатый   Далай-лама якобы увидел его во сне  (а на деле после посещения Далай-ламой Монголии) .   Большинство  представлений | Чама   имеют   строго   установленную форму,   которая  почти   не   меняется с течением времени.

Исполнителями Чама являются в основном послушники, но роли воинов и шутов исполняют, как правило, миряне. Монахи, изображающие главных персонажей Чама, за несколько дней до спектакля «созерцают» тех божеств, роли которых они должны исполнять, и отказываются от некоторых видов пищи. Светские участники танцев соблюдают сексуальное воздержание. В некоторых монастырях существует запрет на присутствие посторонних лиц на репетициях Чама. В традиции школы Сакьяпа Чам часто исполняли тайно, ночью. Никто из непосвященных не должен смотреть эти спектакли. Позднее представители школы Ньингмапа начали публичные выступления, чем вызвали неудовольствие школы Сакьяпа, которые говорили, что мистический танец был сведен к обыденщине. Но в кон-

це концов Сакьяпа тоже стала выступать публично. Введение Чама в новогодние празднества школы Гэ-лукпа связывается с Пятым Далай-ламой, который лично писал сценарии для спектаклей.

Будды и бодхисаттвы редко бывают персонажами Чама.

Основные элементы представлений Чама: танцы с мечами, исполняемые мирянами; танец, исполняемый в черных шапках, танцоров бывает 13 или 17, 21 или 23; танец с барабанами; танец скелетов — «хозяев кладбищ», «хозяев смерти»; танец, исполняемый танцорами в зооморфных масках — птицы, оленя, яка, льва; танцы стражей сторон света, в которых участвуют четыре или весемь человек.

Кульминационный момент Чама — умерщвление линга. Изображение на бумаге сжигают, а фигуру из теста рассекают на части — семь, девять или тринадцать, поскольку в тибетской традиции существует представление именно о таком числе частей жертвенного животного. Маски для персонажей Чама изготавливаются из папье-маше, кожи, реже из дерева. Как пишет Таранатха, для масок не существует строгой системы пропорции [Таранатха, б. г., с. 21а2]. Маски такого типа Г. Г. Стратано-вич определяет как «маска-шлем», «маска-голова»: животного, демона, духа, божества, героя [Стратанович, 1972, с. 118]. Поскольку такие маски скрывают мимику, то возникла необходимость активизировать «мимические средства». По справедливому замечанию Г. Г. Стратановича, «не случайно поза и жест подверглись не меньшей канонизации, чем образ и лик во всех формах культового искусства (особенно буддийского в целом и ламаистского в частности» [Стратанович, 1972, с. 118], чему в немалой степени способствовали сценарии Чама.

1[2]34567891011121314
Оглавление